Тренер — инструктор — наставник — коуч… Что у них общего, а в чём отличия? Давайте сначала разберёмся в терминах.
Бизнес-тренер — это профессия. Бизнес-тренер проводит занятия, направленные на повышение эффективности, в том числе индивидуальной, людей в бизнесе. В фокусе его внимания прежде всего т.н. soft skills — «мягкие» или «гибкие» навыки, позволяющие достичь успеха в различных областях деятельности. К ним относят
- навыки общения (выступления, убеждения, переговоров)
- навыки лидирования (мотивации, делегирования и т. п.)
- навыки управления собственными ресурсами (управление временем, стрессоустойчивость, креативность и многие другие).
Бизнес-тренер работает с группами от 5-6 до 15-20 (в среднем) участников. Их общение длится 1-2 дня.
Инструктор сродни лектору. Инструкторы «читают» тренинги — технику безопасности, новые тарифы и т.д. Они передают участникам не умения, а знания. Их тренинги, если уж так их называть — не интерактивны, а инструктивны. Раньше их так и называли — «инструктаж».
В качестве инструкторов как правило выступают сотрудники, которым поручено это важное дело: инженеры по технике безопасности, менеджеры среднего звена, сотрудники отдела персонала. Размер их аудитории может варьироваться от нескольких человек до нескольких десятков и даже сотен. Время взаимодействия с обучаемыми — до нескольких часов.
Наставников раньше называли «мастерами производственного обучения». Это — действительно мастера своего дела, асы, которым, в дополнение к их основным обязанностям, поручено обучать новичков. Они, как и бизнес-тренеры, передают умения, но это уже hard skills — навыки, необходимые в конкретной области, на конкретном рабочем месте.
Наставник работает с подопечным один на один, редко — с 2-3 одновременно. Время их взаимодействия — от нескольких дней до 3 месяцев (период испытательного срока).
Коуч — понятие для России всё ещё новое. «Coach» (англ.) - тренер, и это ещё больше всё запутывает.
Следует различать личного коуча, бизнес-коуча и коучинг как метод воздействия.
Личный коуч — психолог, прошедший специальную подготовку. По инициативе клиента коуч помогает последнему разобраться в его жизненных ситуациях, поставить цели, найти пути для их реализации, а также контролирует выполнение намеченного. Однако коуч — не советчик. Основа технологии коучинга — правильно поставленные вопросы, которые позволяют клиенту самостоятельно найти выход и справиться со своими задачами.
Сотрудничество личного коуча и клиента может длиться годами, а может ограничиться парой-тройкой часовых сессий. Коуч работает один на один. Правда, существуют методики группового коучинга, но это уже явно выходит за рамки настоящей статьи.
Бизнес-коуч использует схожие методы: он тоже задаёт вопросы. Правда, если личный коуч свято верит в мудрость клиента, бизнес-коуч, особенно если он работает с подчинённым, зачастую знает, куда хочет привести подопечного и чего хочет от него добиться. Бизнес-коуч так же не предлагает готовых решений.
Приёмами коучинга могут пользоваться в работе и бизнес-тренеры, и наставники, и менеджеры.
Подведём итог.
Цель деятельности | Количество обучаемых | Время взаимодействия | |
Бизнес-тренер | Передача знаний, «гибких» умений, формирование и изменение отношения |
Группа от 5-6 до 15-20 |
1 — 2 дня |
Инструктор | Передача знаний |
Группа Кол-во любое |
От 30 мин. до нескольких дней. |
Наставник | Передача знаний и профессиональных навыков, применимых только в конкретной области, на конкретном рабочем месте | Один, редко — 2-3 человека | От нескольких дней до 3 месяцев (испытательный срок) |
Коуч | Помощь в решении сложных профессиональных и личных задач | Чаще один на один | От нескольких сессий до многолетнего сотрудничества |
Вернуться к программе обучения тренеров и наставников.